На примере такой проблемы, как “собака боится/агрессивна в отношении незнакомых детей”.
Собака может лаять, делать выпады, рычать на детей, активно избегать сближения, общения с ними.
Мы считаем такие поведения нежелательными, проблемными. Желаем заменить их на более приемлемые, социально одобряемые.
Можно пресекать, подавлять пугливые/агрессивные реакции через стоп-команды, выговоры, одергивания поводком, другие физические воздействия. И нежелательные реакции на детей могут прекратиться.
А могут стать еще более интенсивными. Собака продолжит бояться детей и перестанет доверять тому, кто пресекает, подавляет ее “плохое” поведение.
* В ближайшие дни опубликую обновленную информацию о побочных эффектах наказания. Я не поддерживаю решения такого типа.
Можно выстраивать у собаки положительные ассоциации с незнакомыми с детьми через еду, игру, другие приятные ей действия. Например, давать кусочки еды при виде детей, просить детей угощать собаку. Просить выполнить любимую команду/трюк, найти лакомства в траве при виде детей. И агрессивные/пугливые реакции собаки сменятся на нейтральные или даже заинтересованно-положительные.
Но может ничего и не получиться: сближение с детьми будет вызывать у собаки лай, выпады, стремление убежать. Мы понимаем, что собака не хочет есть или играть в присутствии опасного для нее стимула (ребенка). Она нуждается в безопасности.
Понимание того, что старший социальный партнер (владелец) защитит ее: не подпустит детей близко, уведет из ситуации, где ей нужно будет убегать/защищать себя от них. И это может сработать. Собака начинает доверять действиям партнера. Чувствует себя защищено при виде детей.
Но может и не сработать. Или сработать частично. В определенных обстоятельствах собака будет отгонять/убегать/зажиматься при виде детей. Например, потому что ощущение безопасности и другие положительные решения не могут “перебить” стойкие негативные ассоциации, которые могут быть результатом неприятного, опасного опыта взаимодействия с детьми в первые недели/месяцы жизни собаки. А может быть так, что мы неправильно истолковали характер реакций собаки. Дети могут быть не причиной, а триггером, запускающим импульсивные реакции собаки. Собака лает/бросается на детей, не потому что боится их, а потому что дети гуляют в том же парке (подставьте любую другую локацию, где собака чувствует себя дискомфортно). И нужно работать с маршрутом, наполнением прогулки, а не с детьми.
Собака срывается на детей, потому что старший партнер до этого дергал за поводок/вычитывал ее за то, что она подбирает еду на улице. И встреча с детьми - только возможность выпустить пар, а не первопричина реакций. И мы понимаем, что нужно работать с причинами подбора и эмоциями партнера.
Возможно, нежелательные реакции на детей - индикатор ухудшения самочувствия, болевых ощущений, изменения гормонального фона, других физиологических причин повышения возбудимости/агрессивности/пугливости собаки. И мы работаем с лечащим врачом, подключая поведенческие решения.
Может быть так, что собака реагирует на детей определенного типа: маленьких, громких, слишком подвижных. Может агрессивно/пугливо реагировать на на них всегда или при определенных обстоятельствах. Например, только в малознакомых местах или когда мы эмоционально нестабильны.
Мы можем приложить минимальные усилия в работе с пугливыми/агрессивными/импульсивными реакциями собаки на детей. Но может случиться так, что собака заинтересуется действиями совершенно незнакомого ребенка на пляже (это просто пример). Сама захочет подойти к нему ближе. И в будущем реакции на других детей станут мягче.
В семье собаки может родиться ребенок. Она сильно привяжется к нему, полюбит. И пугливо-агрессивные реакции на чужих детей сменятся на более положительные. Или станут еще жестче.
Могут быть другие решения, которые помогут изменить характер реакций и отношение собаки к детям. Может быть микс из описанных решений.
Поведение такого высокоразвитого социального существа, как домашняя собака многослойно, динамично, зависит от множества факторов.
Я предлагаю подход, в котором мы строим здоровые, доверительные отношения с собакой, работая даже с самым “плохим” поведением.
Автор: Антон Волков